ЕЛЕНА ФАЛИЛЕЕВА

медитация в йоге

Классический йогический подход к медитации в интерпретации автора
Что такое медитация?

Есть несколько способов интерпретации этого процесса.

1- йоговский

2- буддистский

3- современный, интегративный




  1. Классический йогический подход.


Совершенная медитация, на санскрите- дхьяна, возможно только тогда (следуя классическим древним текстам йоги), когда вы освоили предыдущие ступени йоги. О них можно почитать здесь.

Другими словами, жить по принципам ямы и ниямы (этические и моральные принципы), освоить асаны (упражнения йоги), пранаяму (контроль дыхания) и только потом приступать к медитации -дхьяне. Кстати, ей предшествуют еще 2 ступени -пратьяхара и дхарана.

С точки зрения классической этот подход оправдан. Почему? Потому, что созерцать объект, не привязываясь к чувствам, сложно. Этому нужно учиться и работать над собой. Согласно йогическим традициям, соблюдение нравственных и этических принципов в повседневной жизни приучает наш ум к дисциплине. Выполнение асан — удерживать внимание, пранаяма — контролировать это внимание. И далее по пунктам:


Пратьяхара — «воздержание от всего, что питает чувства», связана с восприятием. Отключение органов чувств и концентрация внимания на  конкретном объекте. Пример: концентрация внимания на каком-нибудь значимом для вас деле, не обращая внимания на посторонние шумы. Или концентрация внимания на дыхании во время выполнения пранаямы. Пратьяхара позволяет отвлечься от внешнего и сконцентрироваться на чем-то одном.


Дхарана — более длительное поддержание внимания в одном направлении. Это состояние, в котором ум полностью фокусируется на чем-то одном. Дхараной можно назвать глубокое размышление над чем-то конкретном, это умственный контакт с предметом размышления.

Дхьяна — классическое понятие медитации. Это созерцание объекта — наблюдение за ним. Здесь нет контакта между Я и объектом, есть только связь между ними, связь — наблюдение или созерцание. «Дхарана — это контакт, а дхьяна (медитация)» — связь с объектом. Объяснить трудно, здесь нужен личный опыт. А опыт приходит с навыком, т. е. постоянным неоднократным повторением.

Литература:
1.Йога Сутры Патанджали, перевод и комм. Свами Сатьянанды Сарасвати (Минск, изд-во Ведантамала 2006)

Фото: Sage Friedman on Unsplash
Made on
Tilda